Конспект урока русского языка в 6 классе

Конспект урока русского языка в 6 классе

Конспект урока русского языка в 6 классе

Урок русского языка в 6 классе.

Автор: Хромова Валентина Васильевна

Место работы:МБОУ СОШ №2 станицы Попутной Отрадненского района Краснодарского края

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме Род несклоняемых имен существительных

Цель: Создавать условия для воспитания ответственности, самостоятельности и развития предпосылок логического и творческого мышления, подготовить учащихся к усвоению основных понятий о роде несклоняемых имен существительных.

Воспитательная задача:

-Создать условия для формирования чувства ответственности, самостоятельности.

Развивающая задача.

-Способствовать созданию предпосылок для развития креативного, логического и творческого мышления.

Обучающие задачи:

-Подготовить учащихся к усвоению основных понятий темы, к формированию базовых умений и навыков.

-Продолжать формировать представления о несклоняемых именах существительных.

-Учить определять род несклоняемых имен существительных, правильно употреблять их в речи.

Методы: объяснительно- иллюстративный, беседа.

Оборудование: словари ( этимологические, толковые, иностранных слов), карточки, иллюстрации, набор слов, Плакат Правила работы в группах, аудиозапись из передачи «Радио няня», диск «Моцарт. Концерт для фортепиано с оркестром № 21, До мажор».

1.Организационный момент.

— Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня мы с вами будем работать, объединившись в группы: «Знайки», «Знатоки», «Умницы».

— Покажите мне, с каким настроением вы приступаете к уроку?(показ «мордашек». )

2.Проверка домашнего задания.

Синтаксическая минутка. (Один ученик работает у доски, остальные- в тетрадях)

Костя принес в класс пучок тонких прутиков и поставил их в банку с водой.

( схема, синтаксический разбор, характеристика предложения)

Оценивается работа ученика.

— Сначала поиграем. Игра называется «Четвертый лишний».

1. лес – цветок – поле – река ( склонение )

2. осень – человек – весна – лето ( одушевленность – неодушевленность)

3. мама – юноша – дочь – сестра ( род )

4. море – шоссе – окно – поле (шоссе – несклоняемое)

Фронтальный опрос.

— Что такое склонение?(изменение по падежам и числам)

— Каковы особенности несклоняемых имен существительных? ( не изменяются по падежам, числам, не склоняются, имеют одну и ту же форму)

— Какие существительные относятся к несклоняемым?

А) сущ. иноязычного происхождения – собственные и нарицательные-

с конечными гласными –о,-е,-и,-у,-ю, и с конечным ударным –а: пальто, шоссе, такси, кенгуру, меню, Дюма.

Б) иноязычные существительные, обозначающие лиц женского пола и оканчивающиеся на согласный: стихи поэтессы Алигер, к знакомой мадам.

В) русские и украинские фамилии на –о,-их (-ых): у Сухенко, о Шевченко.

Г) сложносокращенные слова звукового, буквенного и смешанного характера, оканчивающиеся на гласный: МГУ.

3. Изучение новой темы.

— Молодцы, хорошо справились с заданием. А сейчас послушаем стихотворение из передачи «Радионяня». Звучит запись песни.(Карточка №1)

Как-то рано поутру 1группа

С другом сели мы в метру

И поехали в метре

Фильм смотреть о кенгуре.

Вот сидим мы с ним в кине

Без пальто и без кашне,

А вернее, я и ты

Вдруг огромный обезьян 3группа

Стал играть на фортепьян.

Тут и взрослый, сняв пенсню,

Хохотал на всю киню.

Интересное кино.

Жаль, закончилось оно.

В гардероб пора бежать-

Будут польта выдавать.

— Всё ли понравилось? Почему? (мы так не говорим)

Задание :Подчеркните слова, употребленные неверно. Определите, в каком падеже употреблены данные слова.( Опрос каждой группы)

— Что не учел автор, создавая это стихотворение? (несклоняемость, род)

— Правильно, и на сегодняшнем уроке вам самим предстоит решить проблему: Как определить род несклоняемых имен существительных.

— Запишем дату, вид работы, тему урока ( учитель- на доске, ученики – в тетрадях) Род несклоняемых имен существительных.

— Открыли учебники с.89-90, читаем теоретический материал.

— Что вам было уже знакомо? ( имя существительное, одушевленное- неодушевленное, средний, женский, мужской род, нарицательные – собственные имена существительные)

— Что нового узнали? ( как определять род) 1,2,3,4 правило.

— А теперь посмотрим на доску. (на доске заранее написаны предложения:

Фламинго опустил. голову.

Мадам сел. в трамвай.

Пальто был. серым.

Бурн. Алазани вышл. из берегов.

МИД уполномочен. заявить.

Задание. Надо согласовать несклоняемые имена существительные с глаголами прошедшего времени. ( работа у доски и в тетрадях, к доске вызывается по 1 ученику из каждой группы)

— Что нужно знать, чтобы правильно выполнить это задание? ( род несклоняемых имен существительных).

4.Закрепление темы.

1)- А сейчас работаем по карточкам, достали карточку №2.

Задание. определить род выделенных слов, вставив пропущенные буквы, согласовать с прилагательными.

1 гр. 1) Бурн. Алазани впадает в Куру.

2) Древн. Тбилиси — столица Грузии.

2 гр. 1) Пресноводн. Онтарио – одно из крупнейших озёр Америки.

2) Суров. и благодатн. Гоби раскинул..сь а Монголии.

3 гр. 1) Полноводн. Конго течет среди тропических лесов.

2) Древн. Конго славится искусными резчиками по дереву.

Дождем умыто, росами,

Укатано колёсами,

Раскинулось … (шоссе)

4. Сел в машину верный пёс,

Будто к месту он прирос.

И дорогу мерит взглядом.

Хоть не часто на Руси

Ездят таксы на … (такси)

На доске учитель записывает заранее несклоняемые имена существительные – ответы и прикрывает их перевернутыми картинками- ответами.

лото

шоссе

такси

3)- Откройте словари, найдите 2-3 несклоняемых имени существительных, добавьте к тем, что записаны на доске,или замените на другие и составьте небольшой рассказ.

1гр.-текст художественного стиля.

2гр.- юмористический рассказ или репортаж

3гр.- текст научного стиля или письмо

Во время работы звучит мелодия: Моцарт. Концерт для фортепиано с оркестром № 21, До мажор.

(Заслушиваются и оцениваются рассказы.)

Карточка №3

— Следующеезадание. списать, сгруппировав.

1) склоняемые существительные,

2) несклоняемые существительные.

Попробуйте определить род несклоняемых существительных.

Рояль, такси, шампунь, кенгуру, лайнер, шимпанзе, кофе, метро, кафе, Миссисипи, Алиса, Баку, ГЭС, вуз, запчасти, МГУ, репортаж, Твен, МХАТ, Стамбул.

(Заслушиваются ответы групп.)

Первичная проверка знаний.

— Проверим, насколько хорошо вы усвоили новую тему.

На столах 5 вариантов. Время работы 5 минут.

Конспект урока русского языка в 6 классе