Культура речи

Культура речи

Культура речи

по русскому языку

10 – 11 классы

Автор программы:

Соколова Л.Л.

Методическое сопровождение:

Яковлева Ю.Г.

Санкт-Петербург

2008

УДК 81.2., 811.161

Соколова Л.Л. Яковлева Ю.Г. Стилистика и культура речи. Элективный курс по русскому языку 10-11 классы. – СПб. НП «Стратегия будущего». 2008. 212 с.

Пособие для школьников 10 и 11 классов средних образовательных учреждений содержит авторскую программу и методическое сопровождения для изучения элективного курса по русскому языку «Стилистика и культура речи».

© Соколова Л.Л. 2008

© Яковлева Ю.Г. 2008

10 класс

ВВЕДЕНИЕ (4 часа)

Тема 1. Стилистика как лингвистическая единица. Стили речи. Стилистические ресурсы языка.

Среди всего многообразия разновидностей употребления языка выделяются две основные: язык разговорный и литературный язык (книжный)

Разговорный язык (разговорный стиль речи) используется обычно в устной форме.

Литературный (книжный) язык включает в себя научную, официально-деловую, публицистическую речь, отсюда и функционирование их в определенных сферах деятельности. В зависимости от этого различают научный, официально-деловой, публицистический стили речи и особо – художественный стиль.

Слово стиль происходит от лат. stylus – «остроконечная палочка». В древности оно означало заостренную с одного конца и закругленную с другого палочку, стержень, из дерева, металла, кости. Острым концом писали, другим – в виде лопаточки – стирали неудачно написанное, чтобы писать снова. Отсюда выражение: «Чаще поворачивай!» — т.е. чаще исправляй, переделывай, переписывай.

Слово стиль стало означать уже качество написанного. В этом суть стилистики – умение выразить свою мысль по-разному, различными языковыми средствами, что и отличает один стиль речи от другого.

Вспомним наиболее важные признаки каждого из стилей, придерживаясь следующей схемы:

а) с какой целью говорим,

б) в какой обстановке говорим,

в) речевые жанры,

г) языковые средства выражения,

д) стилевые черты речи.

Разговорный стиль используется:

а) для непосредственного, повседневного общения: делимся с окружающими нас людьми своими мыслями и чувствами, обмениваемся информацией по бытовым вопросам,

б) в сфере бытовых отношений, в непринужденной, неофициальной обстановке,

в) дружеская беседа, частный разговор, записки, частные письма,

г) разговорная и просторечная лексика,

д) характерны эмоциональность, образность, конкретность, простота речи.

Научный стиль:

а) сообщение научных сведений, научное объяснение фактов,

б)в официальной обстановке,

в) научная статья, научный доклад, учебная литература, диссертация,

г) терминологическая и профессиональная лексика,

д) строгая логичность, объективность текста, смысловая точность, отвлеченность и обобщенность.

Официально-деловой стиль:

а) сообщение, информирование,

б) в официальной обстановке (сфера законодательства, делопроизводства, административно-правовой деятельности,

в) законы, приказы, постановления, резолюции, протоколы, акты, справки, инструкции, объявления, деловые бумаги (заявление, рапорт, докладная),

г) официально-деловая лексика, устойчивые, стандартизированные обороты речи,

д) точность, не допускающая иного толкования.

Публицистический стиль:

а) функция воздействия через средства массовой коммуникации,

б) в официальной обстановке, выступления в газетах и журналах, по радио и телевидению, на митингах и собраниях,

в) статья, очерк, репортаж, фельетон, интервью, ораторская речь,

г) общественно-политическая лексика,

д) логичность речи и вместе с тем образность, эмоциональность, оценочность, призывность.

Стиль художественной литературы:

а) изображение и воздействие на читателя,

б) роман, повесть, рассказ, стихотворение, басня, поэма, драма, комедия, трагедия,

в) использование всех богатств лексики,

г) образность, эмоциональность, конкретность речи, использование возможностей разных стилей.

В стиле художественной литературы, особенно в диалогах, для характеристики действующих лиц нередко используется разговорная лексика и другие элементы разговорного стиля.

Стили речи русского языка

Культура речи
Культура речи