Многозначность и омонимия. Морфологические нормы современног

Многозначность и омонимия. Морфологические нормы современного

Многозначность и омонимия. Морфологические нормы современного русского языка

Задание 1. Прочитайте толкования слов, формы числа которых разошлись по значению. Приведите свои примеры.

Лагерь 1. лагери 2. лагеря 1. места, учреждения, в котором собраны люди для проведения тех или иных мероприятий. Например: спортивный лагерь, туристический лагерь, пионерский лагерь, 2.места содержания заключенных. Например: концентрационные лагеря заключенных.

Хлеб 1.хлебы/2. хлеба 1. пищевой продукт крупного размера, выпекаемый из муки. Например: ставить хлебы в печь. 2. плоды, семена, злаки, размалываемые в муку. Например: Уборка хлебов комбайнами. Также во втором виде множ. числа хлеба имеют значение пропитания. Например: быть на хлебах у кого-н.

Зуб 1.зубы/2.зубья 1.костное образование, орган во рту для схватывания, откусывания и разжевывания пищи. Например: Молочные зубы, коренные зубы, зубы точить на кого-л. 2. выступы, обычно острые на инструменте, орудии, части машины. Например: зубья пилы.

Колено 1.колени/2.колена 1.сустав, соединяющий бедренную и берцовую кости. Например: 1. стоять на коленях, платье до колен. 2. изгиб чего-л. идущий ломаной линией. Например: 3. колена реки. Также означает разветвление рода, поколение в родословной. Например: 4. родня в седьмом колене.

Провод 1.провода/2.проводы — 1. металлическая проволока для передачи электр.тока. Например: 1. изолированные провода. 2. прощание с кем-л. Например: дальние проводы лишние слезы.

Сын 1.сыновья/2.сыны 1. лицо мужского пола по отношению к своим родителям. Например: 1. Выросли сыновья. 2. мужчина как носитель характерных черт своего народа. Например: Отважные сыны Родины.

Тоны (звуковые) тона (переливы цвета), пропуски (недосмотры) пропуска (документы), учители (идейные руководители) учителя (преподаватели), поясы (географические) пояса (часть одежды).

Задание 2. Подчеркните правильную форму множественного числа имени существительного.

Инженер — инженеры , слесарь — слесари , блюдце — блюдца , боцман — боцманы , вексель — векселя , выбор — выборы , выговор — выговоры , госпиталь — госпитали , гром — громы , диспетчер — диспетчеры , редактор — редакторы .

Задание 3. Образуйте форму множественного числа существительных

Редакторы, торты, клапаны, акушеры, боцманы, адреса, берега, векселя, бухгалтеры, возрасты, гербы, купола, договоры, кварталы, слесари (слесаря разг.), инструкторы (инструктора — разг.), свитеры, токари (токаря разг.), сорта, секторы.

Задание 4. Употребите существительные, если возможно, с собирательным числительным трое.

Трое шоферов, трое профессоров, три работницы, трое мужчины, три чулка, три пары кроссовок, трое лиц, трое посланных, трое людей, три женщины, трое брюки, трое студентов, трое храбрых, три конспекта, три мухи, трое ножниц, три поросенка, три голуби.

Задание 5. Образуйте форму родительного падежа множественного числа.

Дебатов, бронхов, консервов, коррективов, цыган, монголов, нервов, децибелов, гольф, осетин, погон, помидоров, рейтуз, сот и сотов, сандалет, шампиньонов, шаровар, шорт и шортов, кастаньет, координат, лампасов, ботинок, сапог (но: сапогов-скороходов), рельсов, армян, аптекарей, приговоров, профессоров, почерков, погребов, шоферов, образов (икона), портов, выборов, инженеров, лекторов, боцманов, акушеров, бульдозеров, тортов, жемчугов, штормов, сортов, токарей, кварталов, тракторов, штормов, штемпелей, якорей, ястребов, ананасов, апельсинов, бурят, баклажанов и баклажан, бот, валенок, башкир, мандаринов, потемок, шпрот, граммов, гусар, гектаров, браслетов, манжетов, патиссонов, крестин, шахмат, лимонов, комментариев, дел, чулок, носков, серег, кочерег.

Задание 6. Определите род существительных, согласуйте их с прилагательным.

Домишко большой (мужской), он такой уродина, она такая уродина (общий), огромный караваище (мужской), черный домина (мужской), огромный пожарище (мужской) (большой пожар), прозрачная вуаль (женский), больная мозоль (женский), прозрачный тюль (мужской), лучшая гастроль (женский), шампунь питательный (мужской), широкая Миссисипи (женский), большой Нагасаки (мужской), большая Конго (республика женский), разные СМИ (множественное число), КЗоТ принесенный (кодекс мужской), известное НАТО (средний), подвижный кенгуру (мужской), вкусная салями (женский), готовое клише (средний), полное фиаско (средний), кофе горячий (мужской), вкусное харчо (средний), видное нотабене (средний), широкий диван-кровать (мужской), знаменитый лорд-канцлер (мужской), известный инженер-конструктор (мужской), ужасная и ужасный плакса (общий), молодежь веселая (женский), мозоль больная (женский), чужая туфля (женский).

Задание 7. Поставьте числительное и сочетающиеся с ним слова в нужной форме.

Говорить с полутора десятком студентов, встретил тридцать два молодых паренька, поймать двадцать четыре зайца, выловить четырех карасей, увидеть сорок три девушки, поблагодарить трех женщин.

Задание 8. Образуйте форму повелительного наклонения от глаголов.

Положи, обеспечь, выйди, выгляни, лезь, вылезай, сажай. Посади, плати, таращить нет формы, хлещи, закончи, испорти, уведоми и уведомь, расчисти, дои, крои, хотеть — нет формы, трогай, поезжай, мочь — нет формы. Клей, слышать — нет формы, поезжай, ляг, клянчить — нет формы, лети, поезжай, трогай, бегай, жажди, летай, чти, гнить — нет формы, посади, положи, летай, чтить — нет формы, составь, мочь — нет формы, клади.

Задание 9. Образуйте от глаголов форму настоящего времени 1-го лица единственного числа.

Прекращу (будущее время), свечу, тягощусь, испестрю (будущее время), пылесошу, вонжу (будущее время), лебежу, лажу, надерзить — нет формы, борозжу, вынужу (будущее время), голошу, обессужу (будущее время), ощущу, переубедить — нет формы, Езжу, досажу, загражу, чудить — нет формы, молочу, обезлюдить — нет формы, пригвозжу, тягощусь, переубедить — нет формы, прослежусь, принужу, тягощусь, учрежу, обессмерчу, оформлю.

Многозначность и омонимия. Морфологические нормы современного