Род имен существительных

Род имен существительных

§1. Род имен существительных и его значение

На этом уроке вы узнаете о принадлежности существительных к одному из трёх родов, научитесь определять род имён существительных и согласовывать имена существительные разных родов с другими частями речи.

Все существительные (за незначительным исключением) относятся к одному из трёх родов – мужскому, женскому и среднему. Категория рода наиболее устойчивая, сохранившаяся с древних времён. Изменяются ли имена существительные по родам?  Нет. Слово картина всегда женского рода, слово карандаш — всегда мужского, а слово поле – всегда среднего рода.

Род – это постоянный морфологический признак имени существительного.

Для чего же нужно знать, какого рода имя существительное? Знать, к какому роду относится то или иное существительное, очень важно, потому что существительные разных родов по-разному сочетаются с другими частями речи: с местоимениями, прилагательными, числительными и глаголами. Сравните: этот спортсмен, эта эстафета, это соревнование, широкий шарф, широкая дорога, широкое поле, первый космонавт, первая победа, первое выступление, Ваня читал, Таня читала, наступила зима, наступило лето, наступил день рождения.

Формы рода имён существительных помогают связывать слова друг с другом, показывая, какую форму рода должны иметь зависящие от них слова.

§2. Как определить род существительного

Каким образом можно определить род существительных?

Род можно определить по смыслу (узнать по значению слов).

Все существительные, которые называют лиц и живых существ мужского пола, относятся к мужскому роду .

Например: дедушка, дядя, воевода, юноша, сынишка, волк, кот.

Все существительные, которые называют лиц и живых существ женского пола, относятся к женскому роду .

Например: Светлана, мать, бабушка, подруга, кошка, волчица.

Таким образом, категория рода часто является смысловой категорией.

Род существительных различается синтаксически, поэтому можно определить род по согласованию. например, подставив к существительному слово мой (мужского рода), моя (женского рода), моё (среднего рода). Посмотри на картинку.

Если мы сравним слова трёх родов: сын, край, день, мама, земля, окно, поле, то легко заметить, что род существительных различается морфологически, слова разного рода имеют разные окончания в именительном падеже единственного числа. Следовательно, род можно определить по окончанию им. падежа ед. числа .

К мужскому роду относятся существительные с нулевым окончанием и с основой на й [j]

Например: с основой на й [j]: край. май. чай , с нулевым окончанием: с основой на твердый согласный: сын. район. март , с основой на мягкий согласный: день. лось. апрель .

К женскому роду относятся существительные с окончанием –а или –я. с основой на мягкий согласный, с основой на шипящий

Например: существительные с окончанием –а или –я земля. весна , с основой на мягкий согласный: мать. жизнь. с основой на твердый шипящий: рожь. мышь и мягкий шипящий: печь. вещь .

К среднему роду относятся существительные с  окончанием –о или –е , а также все существительные на –мя и слово дитя .

Например: существительные с  окончанием –о или –е: окно. поле, существительные на –мя: имя. время. племя .

Давайте потренируемся в определении рода у существительного подмастерье. У этого существительного окончание –е? На что будем ориентироваться: на значение слова или на окончание именительного падежа? Судя по окончанию – это окончание среднего рода, а по значению – обозначает лицо мужского пола, как и слово месье, мой подмастерье хорошо поработал, следовательно, независимо от окончания и характера основы является существительным мужского рода.

§3. Род некоторых существительных

Есть существительные, род которых нужно выяснять по словарю и запоминать .

Так к мужскому  роду относятся существительные: рояль, тюль, миндаль, шампунь, вестибюль, янтарь, кабель, табель. А к  женскому роду: вуаль, шаль, бандероль, фасоль, мозоль, моль, сирень, тень, фланель, вермишель. Чтобы запомнить, подберем прилагательные, согласованные с существительным в том же роде: белая сирень, тёплая шаль, больная мозоль, мягкая фланель, старый рояль, новый тюль, прозрачный янтарь, просторный вестибюль.

Род некоторых существительных со значением лица, профессии можно определить по суффиксам. уче ник. плот ник. бег ун. лёт чик. футбол истмужского рода. уче ниц а, перевод чиц а, закрой щиц а – женского рода. Как можно заметить, суффиксы в существительном со значением лица, профессии мужского и женского рода отличаются.

Некоторые существительные мужского рода, называющие людей по профессии, должности, роду занятий, обозначают как лиц мужского, так и лиц женского пола (врач, менеджер, юрист, мастер, профессор).

Например, врач Голубев и врач Голубева, мастер Иванов и мастер Иванова.

Глагол-сказуемое при таком существительном ставится в мужском роде, если речь идёт о мужчине и в женском роде, если речь идёт о женщине. Например, Врач Голубев посетил больного.- Врач Голубева посетила больного.

С прилагательными такие существительные согласуются в форме мужского рода, независимо от того, о ком идёт речь: талантливый мастер Иванова, участковый врач Голубева.

В основном,  все слова со значением лица по профессии мужского рода. Слова докторша, врачиха, директорша  — женского рода, они характерны только для разговорной  речи, и воспринимаются как пренебрежительные и ироничные названия женщин по профессии.

§4. Краткие итоги по теме урока

Итак, по этой теме нужно запомнить, что все существительные (за незначительным исключением) относятся к одному из трёх родов – мужскому, женскому и среднему. Существительные не изменяются  по родам. Род – это постоянный морфологический признак имени существительного. Важно уметь определять род по значению слова, морфологически (по окончанию им. падежа ед. числа), уметь сочетать существительные разного рода со словами других частей речи.

Литература:

1.      Бабкина М.В. Тематическое и поурочное планирование к учебнику «Русский язык» для 5 класса под редакцией Быстровой Е.А./Бабкина М.В. — М. ООО «Русское слово — учебник», 2011. — 152 с.

2.      Гдалевич Л.А. Фудим Э.Д. Уроки русского языка в 5 классе: Книга для учителя: Из опыта работы. — М. Просвещение, 1991. – 176 с.

3.      Календарно-тематическое планирование «Русский язык 5 класс» по учебнику: «Русский язык 5 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы-составители: Ладыженская Т.А. Баранов М.Т. Тростенцова Л.А. и др. – М. Просвещение, 2012 г. ФГОС.

4.      Капинос В. И. Развитие речи: теория и практика обучения [Текст]. 5-7 кл. Книга для учителя/ Капинос В.И. Сергеева Н.Н. Соловейчик М.С. — 2-е изд. — М. Линка — Пресс, 1994.

5.      Книгина М.П. 5 класс. Тесты: в 2 ч. – Саратов: Лицей, 2006. – Ч.1. – 64 с.

6.      Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М. 1983.

7.      Львов М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка. — М. 1988. — 240 с.

8.      Никитина Е.И. Русский язык. Русская речь. 5 класс. 19-е изд. стер. — М. 2010. — 192 с.

9.      Ожегов С.И. Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. — М. 1992.

10.   Программа курса «Русский язык» к учебникам под редакцией Быстровой Е.А. для 5-9 классов общеобразовательных учреждений / под ред. Быстровой Е.А. Кибиревой Л.В. — М. ООО «Русское слово — учебник», 2012. — 64 с.

11.   Романова С.А. Тематическая разработка уроков русского языка. 5 класс.- М. Школа – Пресс, 1999. – 176 с.

12.   Русский язык 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы — составители: Ладыженская Т.А. Баранов М.Т. Тростенцова Л.А. и др. — М. Просвещение, 2012 г. ФГОС.

13.   Русский язык справочные материалы: учебное пособие для учащихся Баранов М.Т. Костяева Т.А. Прудникова А.В., под ред. Шанского Н.М. — М. Просвещение ,1993. — 287 с.

14.   Русский язык. Учебник для студентов педагогических институтов по специальности № 2121 «Педагогика и методика начального обучения». В 2 ч. Ч. I. Введение в науку о языке. Русский язык. Общие сведения. Лексикология современного русского литературного языка. Фонетика. Графика и орфография / Касаткин Л. Л. Крысин Л. П. Львов М. Р. Терехова Т. Г., Под ред. Максимова Л. Ю. — М. Просвещение, 1989.— 287 с.

15.   Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2ч. Ч.1 / Быстрова Е.А. Кибирева Л.В. Гостева Ю.Н.  и др., под ред. Быстровой Е.А. — М. ООО «Русское слово — учебник», 2013. — 280 с. — ФГОС.

Для визуального оформления использовались источники:

1.      http://kakbik.ru/oblyisenie/vypadenie-volos-kakoi-vrach-lechit.html