Род имён существительных. Падежные окончания имён

Род имён существительных. Падежные окончания имён

Род имён существительных. Падежные окончания имён существительных

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о грамматических признаках имени существительного, совершенствовать умения и навыки по овладению орфографическими нормами русского литературного языка, воспитывать потребность в практическом использовании языка в различных сферах деятельности. оборудование: учебник, учебные тексты.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний. Прогнозируемые

Результаты: учащиеся определяют грамматические признаки имени существительного, правильно определяют род, число имён существительных, распознают существительные, имеющие форму только множественного или только единственного числа, разносклоняемые и несклоняемые существительные, владеют орфографическими нормами русского литературного языка.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

1. словарно-орфографический диктант

Мечтать о дальнем путешествии, присутствовать на торжественном собрании, участвовать в литературном празднике, проживать в комфортабельной гостинице, вспоминать о морозном зимнем дне, на развевающемся алом знамени, на заснеженной пушистой ели.

2. Проверка творческого домашнего задания

III. Постановка цели и задач урока .

Мотивация учебной деятельности

Учитель. Существительное — это часть речи, при выделении которой на первый план выходят грамматические признаки слов. Что же касается значения существительных, то это единственная часть речи, которая может обозначать всё, что угодно: предмет (стол), лицо (мальчик), животное (корова), признак (глубина), отвлеченное понятие (совесть), действие (пение), отношение (равенство). Эти слова объединены с точки зрения значения тем, что к ним можно задать вопрос кто? или что?, в этом, собственно, и заключается их предметность.

В русском языке имеется около 150 слов с колебанием по роду, например: кофе — мужской / средний род, шампунь — мужской / женский род.

Постановка правильного окончания у существительных мужского рода именительного падежа множественного числа тоже нередко вызывает затруднение. Как сказать: договоры или договора? В разговорной речи всё чаще и чаще мы слышим форму договора. Но это, к сожалению, ошибка! Давайте же избегать ошибок в определении рода и написании падежных окончаний имён существительных!

IV. Работа над темой урока

1. объяснение учителя

(Учащиеся составляют тезисы по ходу объяснения учителя.)

— Большинство имён существительных относится к одному из трёх родов: мужскому (ключ, отец, городишко, подмастерье), женскому (страна. земля, степь, речь), среднему (поле, восстание, знамя, дитя).

Существительные, которые употребляют только в форме множественного числа, рода не имеют (каникулы, чернила). Некоторые существительные с окончаниями — а (-я) могут обозначать лица мужского и женского пола, например: сирота, умница, неженка, неряха. Такие слова называются существительными общего рода.

При определении рода имён существительных нередко возникают трудности.

Памятка «род некоторых имён существительных»

Имена существительные мужского рода имена существительные женского рода имена существительные среднего рода

Зал Бандероль Повидло

Погон Босоножка Контральто

Рельс Вуаль Монисто

Тюль Мозоль Чучело

Шампунь Туфля Щупальце

Некоторые существительные имеют равноправные варианты форм рода: ставень — ставня, вольер — вольера.

Род несклоняемых существительных иноязычного происхождения определяется следующим образом.

К мужскому роду относятся существительные, являющиеся:

А) наименованиями лиц мужского пола (атташе, кутюрье, денди),

Б) названиями животных (пони, кенгуру, шимпанзе).

Исключение: цеце (ж. р.),

В) существительное кофе (ср. р. сущ. кофе допустим только как

Разговорный вариант ).

К женскому роду относятся существительные — названия лиц

Женского пола (леди, фрау, мадам).

К среднему роду относятся существительные — названия предметов (пальто, кино, меню, такси и т. п.).

Род имён собственных и некоторых нарицательных существительных определяется по общему наименованию. Например: Тбилиси (город) — м. р. Миссисипи (река) — ж. р. Некоторые существительные употребляются только в форме множественного числа, в соответствии с чем согласование с другими словами осуществляется по форме числа. Например: жалюзи — горизонтальные, вертикальные жалюзи.

Род сложносокращённых слов, как правило, определяется по роду ведущего слова. Например: СКВ (свободно конвертируемая валюта) — ж. р. роно (районный отдел народного образования) — м. р.

Особые трудности возникают при образовании форм родительного падежа множественного числа существительных.

Памятка «Нормативные формы родительного падежа множественного числа некоторых имён существительных» Запомните! Нормативными среди существительных мужского

Рода являются следующие формы: пара ботинок, валенок, погон,

Сапог, чулок.

Но (внимание!)

Y Пара носков.

Y Купить ананасов, апельсинов, мандаринов, персиков, баклажанов, помидоров.

Y Несколько ампер. герц, микрон, ватт, вольт, ом, рентген.

Y Несколько граммов, килограммов, километров, метров, ньютонов, центнеров.

Y Оказаться среди англичан, армян, болгар, грузин, турок, румын, татар, цыган.

Y Оказаться среди бедуинов, калмыков, киргизов, монголов, таджиков, узбеков, якутов.

Y Отряд гусар, партизан, солдат, гардемаринов, минёров, сапёров.

Нормативными среди существительных женского рода являются следующие формы: несколько басен, вафель, свадеб, нянь, простынь (простыней), туфель, долей, кеглей, пригоршней, свечей.

Нормативными среди существительных среднего рода являются следующие формы: блюдец, полотенец, яблок, коленей.

2. ознакомление с теоретическим материалом учебника по теме урока

V. обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

1. Практическая работа с языковым материалом

352, Вставьте пропущенные буквы, учитывая правила согласования выделенных существительных с определениями и сказуемыми по форме рода.

1) Кофе был. чуть тёпл. 2) Избранн. жюри просмотрел. всю программу. 3) В качестве вспомогательного языка эсперанто был. создан. около ста лет назад доктором л. Заменгофом. 4) Янцзы су-доходн. на протяжении почти трёх тысяч километров. 5) Интервью с космонавтами будет опубликован. в ближайшем выпуске нашей газеты. 6) Человекообразн. шимпанзе обитает в африке. 7) Стар. леди был. одет. в элегантный костюм.

9830, К приведённым словам подберите определения. Правильно со

Гласуйте определения с существительными.

Рояль, фамилия, мышь, картофель, рельс, тюль, молодёжь, толь, мозоль, бандероль, вермишель, вуаль, фасоль, гастроль, туш, тушь, кадриль, табель, гантель.

9830, Подберите определения к следующим несклоняемым существи

Тельным, укажите их род. Мотивируйте свой ответ.

Такси, бра, депо, пари, Миссури, какаду, какао, крупье, пенсне, метро, пальто, фойе, пари, алиби, бюро, кафе, конферансье, СНГ, рефери, цеце, Сочи, алоэ, шоу.

9830, От существительных образуйте нормативные формы имени

Тельного падежа множественного числа.

Адрес, бухгалтер, директор, договор, год, инженер, кондуктор, катер, корпус, лагерь, муж, образ, орден, ордер, офицер, пояс, профессор, рапорт, ректор, фронт, цвет, шофёр, паспорт, сорт, вексель, купол.

9830, Вставьте правильный вариант окончания формы множествен

Ного числа существительного.

1) Медали и орден. являются символами не только боевых заслуг. 2) Для проведения бесед и докладов были приглашены опытные лектор. 3) На холсте левитана нежные голубые тон. неба передают прозрачность утреннего воздуха. 4) Выбор. губернатора области показывают, что многие политические противники заключают договор. о сотрудничестве. 5) В летнее время у многих людей начинаются отпуск. 6) В нашем кондитерском отделе всегда свежие торт. 7) Многие цех. завода переориентированы на выпуск новой продукции.

2. работа с упражнениями учебника (по выбору учителя)

VI. Рефлексия. Подведение итогов урока

Беседа

9830, Какие факторы влияют на выбор окончания именительного падежа множественного числа имён существительных? Назовите их.

9830, Как образовать множественное число от слов с элементом — ер, — ёр (дирижёр)? Из какого языка пришли к нам эти слова?

9830, Приведите примеры, когда окончания — ы, — а служат для различения слов по значению.

9830, Какое окончание в родительном падеже множественного числа имеют названия парных предметов?

9830, Какие из форм относятся к официально-деловому, а какие — к разговорному стилю речи: граммов, кулонов — грамм, кулон, помидоров, апельсинов — помидор, апельсин?

9830, Как образуют родительный падеж существительные, употребляющиеся только во множественном числе?

VII. Домашнее задание

1. Выучить теоретический материал учебника по теме урока.

2. Выполнить (письменно) упражнение по выбору учителя.

Род имён существительных. Падежные окончания имён