Урок русского языка в 3 классе Род имени существительного

Урок русского языка в 3 классе Род имени существительного

Каталог статей

ГУ Средняя школа №13 города Рудного

Учитель: Иванова Ю. В. (1 категория)

Предмет: русский язык

Класс: 3

Тема урока: Род имени существительного.

Цель: формирование представлений о роде имени существительного как его грамматическом признаке.

Задачи:

• актуализировать знания обучающихся о приемах распознавания рода имени существительного, упражнять в распознавании рода имени существительного по алгоритму,

• развивать внимание, память, логическое мышление, обогащать и уточнять словарный запас,

• прививать интерес к изучению предмета.

Тип урока: урок выработки умений и навыков.

Оборудование: карточки с заданиями, оформление доски, задания для работы в группах, у детей – светофорики.

Ход урока.

1. Организационный этап. Настрой на урок.

Вот звонок нам дал сигнал:

«Поработать час настал!»

Мы сейчас не отдыхаем,

Мы работать начинаем.

2. Актуализация знаний. Целеполагание.

А) — Отгадайте загадку и определите, чему будет посвящен наш сегодняшний урок:

Эта часть речи предмет означает

И на вопросы «Кто?», «Что?» отвечает.

— Действительно, мы продолжаем изучать большой раздел «Имя существительное» и знакомиться с тайнами этой интереснейшей части речи.

Б) — Давайте вспомним, что мы уже знаем об имени существительном и составим опорную схему.

Игра «Третий – лишний»

На доске записаны столбики слов, по 3 слова в каждом. Дети должны в каждом столбике выбрать лишнее слово, обосновав свой выбор.

баран бабочка Бурёнка билеты

белый барсук Балхаш брюки

барабан бант брат берёза

В ходе выполнения заданий каждого столбика на доске составляется опорная схема:

Имя существительное

Предмет

Кто? (одуш.) Что? (неодуш.)

Собств. Нариц.

Ед. ч. (один) Мн. ч. (много)

— Расскажите по опорной схеме, что узнали об имени существительном как части речи.

В) — Разгадайте ребус, и вы узнаете тему нашего урока:

З = Д (рисунок розы).

— Как вы думаете, чему будем учиться на уроке?

Г) – Вспомним, что узнали во 2 классе о категории рода имени существительного. Ответы детей: имена существительные могут относиться к мужскому роду (он, мой), женскому роду (она, моя), среднему роду (оно, моё).

— Как вы думаете, а есть ли ещё какой-то способ определения рода имени существительного? (по окончанию)

— Составим таблицу — подсказку:

М. р. Ж. р. Ср. р.

Он, мой Она, моя Оно, моё

□, -а, -я -а, -я, □ -о, -е, -я

3. Выполнение учащимися тренировочных упражнений.

А) Пальчиковая гимнастика.

Мы перчаточки снимаем

И на точки нажимаем.

— Какую закономерность будем соблюдать, прописывая соединение:

Бб Ббб Бббб …

— Какие соединения?

— На что надо обратить внимание? (наклон, высота букв … )

— Продолжите закономерность.

Г) Словарная работа.

– Какое новое словарное слово вы видите на доске и у себя в тетрадях? (батыр)

— Запишем это слово и проанализируем.

— Кто такой батыр?

Батыр (тюрк.) – почетное звание, дававшееся за воинские подвиги, героизм, доблесть, отвагу, герой, храбрец.

— О подвигах батыров рассказывают казахские народные эпосы.

— Имена каких батыров вам знакомы? (Кобланды-батыр, Богенбай-батыр, Алпамыс, Райымбек, Кабанбай, Наурызбай и др.)

— Подберите синонимы к слову батыр (герой, воин, смельчак, храбрец)

— Подберите подходящие по смыслу прилагательные.

— Дайте характеристику этому слову как части речи.

— На карточках со словарными словами найдите все имена существительные и определите у них род (по цепочке)

Д) Физминутка.

Физкультурная минутка –

Это вам совсем не шутка.

Выдох-вдох! Внимание!

Начинаем приседания.

А теперь согнуться

И носка рукой коснуться.

2 хлопка, 3 прыжка,

Поворот, 2 шажка.

Вдох-выдох! Потянись!

И тихонечко садись.

Е) – А теперь мы поучимся определять род у существительных, которые употреблены не в начальной форме, а встречаются нам в предложениях, в потоке речи.

— Прочитайте на доске пословицу:

Смелому батыру удача помогает.

— Назовите окончание у подчеркнутого слова. Как определить род у такого существительного, ведь в нашей таблице-подсказке нет окончания –у?

Алгоритм определения рода имени существительного.

1. Ставлю имя существительное в начальную форму, чтобы оно обозначало один предмет и отвечало на вопрос кто? что?

2. Заменяю имя существительное одним из слов: он, она, оно.

3. Делаю вывод: стол (он) – мужской род, тарелка (она) – женский род, ведро (оно) – средний род.

— Выполним упр. 244 (стр. 109) и потренируемся в распознавании рода у имен существительных (с комментированием)

4. Выполнение заданий повышенной трудности.

А) Работа в группах.

1 группа. Переставьте местами слоги и образуйте новые слова. У всех имен существительных определите род:

КАБАН, МЫШКА, СОСНА, СКАЛА, ЛОЖА.

2 группа. Добавьте 1 букву в начале или в конце слова и образуйте новые слова. У всех имен существительных определите род:

РЫБА, УТКА, СТОЛ, ЛЕНЬ, РОЗА.

3 группа. Переставьте местами буквы и образуйте новые слова. У всех имен существительных определите род:

ТЕЛО, КУЛАК, ЛИСА, СОН, КОЛОС.

Защита работ.

Б) «Хитрые» вопросы:

• Какое небесное тело имеет 2 названия: одно женского рода, второе – мужского рода?

• Как вы думаете, есть ли существительные, которые не принадлежат ни к мужскому роду, ни к женскому роду, ни к среднему роду? (да, это существительные, употребляющиеся только во множественном числе – ножницы, санки, сутки, брюки и т. д.)

В) Задания игры «Русский медвежонок»:

• Какое из существительных не того рода, что остальные?

А) муравьишка Б) зайчишка В) скворушка Г) коровушка

А) мочалка Б) щётка В) паста Г) шампунь

— Подберите прилагательные к слову шампунь.

— В нашей речи мы часто делаем ошибки в определении рода «хитрых» существительных: кофе, тюль, шампунь и др. Нужно запомнить, что эти существительные мужского рода.

5. Самостоятельная работа (на карточках с разноуровневыми заданиями).

Проверка по цепочке + светофоры.

— Встаньте ребята, у которых не было ошибок и исправлений.

— Встаньте те, у кого было 1-2 исправления или ошибки.

— У кого больше ошибок?

6. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Услышим скоро мы звонок,

Пора нам подводить итог.

— Чему учились на уроке?

— Что нового узнали?

— Встаньте те, кому сегодня на уроке все было понятно, и вы научились определять род имени существительного.

— Кому надо еще потренироваться?

— Как вы думаете, а зачем нужно уметь определять род имени существительного?

— Представьте, что сегодняшний урок вы провели не в кабинете, а в кафе, а те задания, которые вы выполняли – это съеденные вами блюда. Мне, как директору этого кафе интересно, какое блюдо было для вас сегодня самым вкусным и вы бы попросили добавки, какое блюдо показалось вам не очень вкусным?

Домашнее задание: стр. 107, упр. 241.

Оценивание.

Приложение.

Карточки с разноуровневыми заданиями.

1 уровень. Определи род имён существительных (подпиши сверху).

Медведь, медведица, небо, солнце, лошадь, конь.

Урок русского языка в 3 классе Род имени существительного